Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Общество
Тема:

Антикоррупционная платформа

В результате правления действующей власти в Беларуси  образовалась политическая, экономическая, правовая система, не способная функционировать без коррупционных схем. Коррупция – составная часть действующей государственной системы управления, а также институтов взаимодействия граждан с номенклатурой.

Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 16 августа 2016
Антироррупционная платформа

Совместная позиция 11 демократических партий и движений(под редакцией ОГП)

По уровню распространения коррупции Беларусь занимает 123-е место в рейтинге Transparency International, что относит нашу страну к последней трети участников списка. Несмотря на громкие заявления представителей власти, количество коррупционных преступлений остается стабильно высоким. Так, в 2011 году было зарегистрировано 2400 преступлений, в 2012-м – 1779, в 2013-м – 2301. В то же время в Финляндии, занимающей 3-е место в рейтинге Transparency International, в среднем в год регистрируется 10 – 20 коррупционных преступлений.

Зоны коррупции


Коррупция общества
 
Провластные политики и чиновники заразили коррупцией общество. Законы и подзаконные акты, механизмы и способы их реализации толкают людей на совершение коррупционных действий. Коррупция в Беларуси превратилась в смазку социальных и экономических механизмов. Монополисты навязывают людям условия доступа к товарам и услугам.

Среднестатистический гражданин Беларуси сталкивается с коррупцией постоянно и повсеместно: в системе образования, здравоохранения, при трудоустройстве. Бытовая и мелкая коррупция стала общественной нормой.

Такова реакция людей на политические, правовые и административные барьеры, которые чиновники расставили во всех секторах жизни и экономики.

Коррупционные сделки в этом сегменте экономики оцениваются в 5 – 7% ВВП, или 3,5 – 5 млрд. долларов.

Коррупция малого и среднего бизнеса

Коррупция стала вынужденной нормой поведения в экономике. Авторитарное государство через чиновников в ручном режиме определяет порядок доступа на рынок, режим работы с государственными ресурсами и активами, а также характер операций обмена с потребителями, инвесторами, кредиторами и предпринимателями.



Чиновничество накрыло экономику страны плотной сеткой неформальных платежей, откатов и взяток. Они наносят прямой ущерб предпринимателям и государству. Политики и чиновники являются источником коррупционной ренты. Платить нужно за все: снижение аренды, удешевление кредита, льготную аренду, импорт и экспорт продукции и товаров, государственные ресурсы.
 
Объем коррупционных сделок в этом сегменте экономики оценивается в 20 – 25% ВВП, или 14 – 17,5 млрд. долларов.

Коррупция высокого уровня

Отдельные сектора экономики в Беларуси полностью изолированы от рыночных механизмов, конкуренции и общественного контроля.

В них тесно переплетены интересы высших политических руководителей страны, начальников силовых структур и так называемых политических бизнесменов.

Коррупция высокого уровня распространена в топливно-энергетическом и финансовом секторах, на рынке удобрений, алкоголя, табачных изделий и вооружений. В сферу VIP-контроля входят самые прибыльные сегменты рынка недвижимости и земли, строительства, импорта, а также розничной торговли.

Коммерческие операции в этих секторах проводятся в нерыночных условиях: особый налоговый режим, валютное регулирование, таможенный режим, бухгалтерская и финансовая отчетность. Их не могут проверить контролирующие органы или же по приказу сверху полностью санкционируют деятельность коррупционных групп в особо важных секторах экономики.

Все ресурсы государства используются в этих секторах для извлечения VIP-коррупционной ренты. Ее размер оценивается в 15 – 20% ВВП (10,5 – 14 млрд. долларов).

Таким образом, совокупный объем коррупционных операций в Беларуси составляет 40 – 52% ВВП, или 28 – 36,5 млрд. долларов. Для сравнения: бюджет органов государственного управления (республиканский, местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения) в 2014 году составил около 31 млрд. долларов.

Основные причины коррупции:

  • отсутствие базовых институтов демократии;
  • острый дефицит политической и экономической конкуренции;
  • встроенный в систему органов государственного управления конфликт интересов;
  • закрытость системы распределения государственных ресурсов, активов и финансов;
  • отсутствие свободы СМИ.

Факторы, усугубляющие коррупцию:

  • доминирование государственной собственности, различный режим ее функционирования с частной собственностью;
  • отсутствие прозрачности при совершении коммерческих операций;
  • противоречивость, запутанность административных и правовых процедур;
  • отсутствие или слабый контроль над распределением государственных ресурсов, наличие секторов и объектов коммерческой деятельности вне сферы государственного контроля;
  • конфликт интересов у лиц, которые распоряжаются государственными ресурсами;
  • распространение различных форм дискриминации коммерческих субъектов (по стране происхождения, форме собственности, времени работы на рынке, размеру и т. д.).
  • жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры);
  • правовые нормы, позволяющие субъективно трактовать акты законодательства («оптимальный», «эффективный», «соответствующий национальным интересам»), большие «вилки» в штрафах, например от двух до пятнадцати минимальных величин;
  • политизированность действий органов правопорядка в угоду интересам номенклатурных начальников;
  • терпимость к коррупции со стороны населения и бизнеса, отсутствие жесткой ценностной установки против коррупционеров;
  • неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния номенклатуры на судебные решения.

Направления борьбы с коррупцией


1. Вернуть людям право выбора:

  • вернуть гражданам Беларуси возможность выбирать руководителей страны, регионов, депутатов на честных свободных выборах по стандартам ОБСЕ;
  • создать местное самоуправление (местные проблемы лучше решаются на местах);
  • предоставить свободу прессе, чтобы она могла «вывести на чистую воду» любого чиновника;
  • обеспечить нормальные условия для честной политической конкуренции;
  • создать условия для деятельности общественных организаций.


2. Разумная (рациональная) экономическая и налоговая политика:


  • эффективная защита института частной собственности;
  • здоровая рыночная конкуренция для всех субъектов хозяйствования независимо  от формы собственности;
  • совершенствование налогового законодательства;
  • повышение эффективности работы налоговой службы;
  • разумное сочетание различного рода стимулов карательного и поощрительного  характера, направленных на вывод экономики из тени.

3. Эффективные правовая и судебная системы:


  • восстановление независимости судебной системы;
  • устранение избыточности правового регулирования;
  • стабильность законодательства;
  • прогнозирование возможных коррупционных последствий при принятии новых  законов и юридических актов;
  • ответственность руководящих органов судебной власти за необеспечение единства  судебной практики, законности вынесенных судебных постановлений.


4. Общественный, гражданский контроль:

  • установление общественного контроля над деятельностью чиновников;
  • восстановление парламентского контроля, контроля со стороны местных  представительных органов власти;
  • обеспечение свободного доступа общественности к отчетам, материалам проверок;
  • юридические, правовые гарантии и взаимодействие в этой работе с институтами  гражданского общества и средствами массовой информации;
  • постоянный анализ системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти, системы принятия решений, касающихся деятельности предпринимательских структур, движения финансовых потоков с целью упреждения зон возникновения коррупционных угроз.


5. Административная реформа и совершенствование системы государственной службы:

  • реализация в полном объеме ратифицированной Беларусью Конвенции ООН против коррупции как наиболее основательного международно-правового документа, регулирующего вопросы противодействия коррупции;
  • сокращение излишнего управленческого персонала в сфере исполнительной власти, ликвидация идеологической вертикали;
  • более широкое использование правоохранительными органами возможности официального предостережения чиновников, если появляются основания подозревать их в совершении порочащих проступков; любое доказанное свидетельство коррумпированности чиновников влечет увольнение, в том числе в связи с утратой доверия;
  • совершенствование практики подбора кадров на коррупциогенные должности;
  • разработать кодексы поведения публичных должностных лиц, которые должны  содержать комплекс антикоррупционных мер, направленных на поощрение неподкупности, честности и ответственности публичных должностных лиц.



6. Регулярное обновление направлений и содержания антикоррупционных мер:

  • подготовка проектов антикоррупционных программ, в том числе региональных, ведомственных, с широким привлечением специалистов и общественности, граждан.


users
Оппонент не определен
Рекомендовать эксперта

Мнения пользователей

Мнений пока нет.

Обсуждение в социальных сетях


Тема:

Антикоррупционная платформа

go home
Обсудите с друзьями: