Категория: | Экономика |
Тема: |
Управление жильем: проблемы и перспективыСовместное домовладение – самый сложный вид городского жилья с точки зрения управления, так как требуется постоянное принятие коллективных решений. Почти 100-процентное доминирование совместных домовладений – это самая большая проблема в структуре городского жилья в Беларуси. |

Мнения экспертов
Опубликовано 16 августа 2016
Введение. Анализ ситуации
В СССР существовало два основных вида городского жилья – арендные дома и кооперативы. У арендных домов всегда был один собственник – либо государство, либо предприятие (государственное). У кооперативов также был один собственник – Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) (юридическое лицо). Совместных домовладений не было. Население оплачивало 100% стоимости коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт.
После массовой приватизации 90-ых годов прошлого века в бывших странах СССР, в том числе Беларуси, остался фактически один вид городского жилья – совместное домовладение. Кооперативы массово превратились в совместные домовладения, так как законодатели разрешили приватизировать квартиры в ЖСК. А в новой редакции Жилищного кодекса организациям застройщиков (жилищно-строительные потребительские кооперативы (ЖСПК)) отведена отдельная глава, но это не меняет их статус - они являются одной из форм управления совместным домовладением. В связи с этим рассмотрим несколько проблем управления жильем в РБ.
1. Структура городского жилья в Беларуси
В странах ЕС (за исключением бывших социалистических стран) доля совместных домовладений - незначительна (15-30%). При этом, институциональная среда для собственников жилья в ЕС - более совершенная: обучение начинается в школе, для собственников квартир выпускается огромное количество литературы, их информирование входит в обязанности управляющих, доходы домохозяйств - значительно выше, чем в Беларуси.
Тем не менее, управление совместными домовладениями в странах ЕС остаётся сложным процессом. Причина – разнородный состав членов совместного домовладения с разными интересами и финансовыми возможностями. Принять решение, которое будет устраивать всех, почти невозможно. Совместные домовладения (здания), как правило, даже внешне выглядят хуже, чем арендные дома.
Рамочные условия для управления совместными домовладениями в Беларуси - значительно хуже:
- обучение отношениям, связанным с коллективной собственностью на многоэтажные жилые дома в школах Беларуси существует только в отдалённых неконкретных планах, то есть, целое поколение воспитано без базовых знаний;
- для собственников квартир специальная литература не печатается, тематические газеты и журналы не издаются;
- информирование собственников жилья не является целью и обязанностью работников государственных организаций;
- отсутствуют опыт и традиции отношений, связанных с коллективной собственностью (возникли всего 18 лет назад, после принятия закона «О совместном домовладении»).
- доходы домохозяйств - значительно ниже, чем в странах ЕС.
2. Структура организаций на рынке управления жильём и предоставления услуг
В Беларуси имеется небольшой выбор для управления жильём: либо ТС и ЖСПК (юридические лица, некоммерческие самоуправляемые объединения собственников жилых и нежилых помещений совместных домовладений), либо, если собственники не выбрали форму управления, внешнее управление в виде государственной управляющей организации (ГУО). Эту организацию (уполномоченное лицо) назначает администрация района (города).
Таким образом, собственники не могут заменить одну управляющую организацию на другую – и ТС, и ГУО имеют территориальную привязку. ТС может быть создано только в одном совместном домовладении, ГУО действует строго на территории района (города). Фактически, конкуренции нет. Частные управляющие компании запрещены Указом президента.
Для сравнения. В странах ЕС есть более широкий выбор организаций:
- коммерческие жилищные компании, которые покупают многоэтажные жилые дома и сдают квартиры в аренду с целью получения доходов, как правило, с рентабельностью 3 - 4% годовых;
- коммерческие жилищно-строительные компании, которые и покупают, и строят многоэтажки и сдают квартиры в аренду с целью получения доходов;
- некоммерческие жилищные кооперативы, которые покупают многоэтажные жилые дома с целью решения жилищных проблем, без получения доходов. Как правило, один кооператив владеет 10 – 50 многоэтажными жилыми домами. Схема один дом – один кооператив является очень большой редкостью и исключением;
- некоммерческие жилищно-строительные кооперативы, которые покупают и строят многоэтажки с целью решения жилищного вопроса. При этом приватизация квартир в ЖК и ЖСК запрещена. Например, в Германии это регулируется «Законом о кооперативе» от второй половины 19-го века, который почти не претерпел изменений;
- управляющие и сервисные компании управляют совместными домовладениями, студенческими общежитиями. Структура таких компаний - неоднородна, это, как правило, группа компаний: головная и много дочерних, каждая из которых занимается своим профильным бизнесом в интересах головной. Для этих компаний признака территориальности не существует, поиск клиентов осуществляется за тысячи километров и даже в других странах;
- муниципальные жилищные ОАО представляют общества со смешанным капиталом, иногда полностью принадлежат муниципалитету. Таких компаний в странах ЕС незначительное количество – до 5% в структуре всех компаний;
- физические лица (управители, управляющие недвижимостью), имеющие лицензию (Польша);
- квартирные товарищества (страны Балтии).
В странах «старой Европы» совместное домовладение с момента образования автоматически становится «юридическим лицом с ограниченными правами». Выбор формы управления, как в Беларуси, не нужен.
Это особое юрлицо не требует наличия руководителя, бухгалтера, юридического адреса и офиса, других расходов, но имеет право открыть расчётный счёт в банке, выступать истцом и ответчиком в судах. При этом в странах ЕС за всё отвечают собственники жилья, которые всегда несут субсидиарную ответственность.3. Взаимодействие между управляющими недвижимым имуществом и собственниками квартир в совместных домовладениях Беларуси
140-летний опыт стран ЕС показывает, что основой процесса управления жилыми домами являются осведомленный, информированный собственник квартиры, профессиональный управляющий и доверие между ними.
Это главные факторы, которые могут обеспечить качественное управление жилыми домами в течение продолжительного периода времени.Информированный собственник. Даже в России существует федеральная программа по созданию Школ жилищного просвещения населения. Неинформированный собственник – это потенциальная жертва мошенников, им можно манипулировать. Обычный срок обучения собственников в России – 48 часов. В Германии для собственников предлагается книга объёмом 500 страниц + электронный диск и различные курсы, в Эстонии – юридические консультации, оплачиваемые мэрией. В Беларуси ничего подобного нет.
Профессиональный управляющий. За последние 60 лет в развитых странах изобретена универсальная система обучения профессиональных управляющих. На первом этапе – обучение в техникуме с прохождением практики в действующей компании (Латвия – 1,5 года, Германия – 3 года). На втором этапе – профессиональное обучение и повышение квалификации в специальных школах. На третьем – высшее образование (для топ – менеджеров).
В Беларуси состояние профессионального образования управляющих - ущербно. Нормой считается обучение в течении 40 часов.
4. Шаги, которые необходимо предпринять для улучшения ситуации
- Изменение структуры городского жилья. Необходимо прекратить практику тиражирования совместных домовладений с привлечением льготных кредитов. Необходимо довести долю арендного жилья в структуре городского жилья до 30-50%, при этом не расходуя средства бюджета, а за счёт привлечения частных инвесторов. Муниципалитеты должны арендовать у них жильё по коммерческим ставкам, а сдавать в аренду гражданам по более низким ставкам (опыт стран ЕС).
- Изменение структуры организаций, управляющих жильём, в сторону значительного увеличения предприятий различных форм собственности. Для этого необходимо снизить тарифы на услуги естественных монополий, создать разумный баланс между стоимостью тепловой и электрической энергии и отпустить (не устанавливать директивно) тарифы для организаций, занимающихся управлением и эксплуатацией частного жилищного фонда, с целью здоровой конкуренции. Возможный срок выполнения – 15 лет.
- Широкое информирование собственников квартир в совместных домовладениях. Для этого необходимо разработать простые и понятные населению обучающие программы. Нужно создать сеть Школ жилищного просвещения (для молодёжи, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями) и т.д. В программы школьного образования необходимо ввести «жилищные уроки», ввести в практику использование информативных систем для взаимодействия собственников квартир и управляющих (частных и государственных). Возможный срок выполнения – 5 лет.
- Создание системы профессионального образования «Управляющих недвижимостью совместного домовладения» в техникумах, на базе специальности «Специалист по комплексному обслуживанию и эксплуатации жилых домов». Создание многоступенчатой системы обучения, переобучения и повышения квалификации управляющих. В современном развитом социуме, мире энергоэффективных зданий и «умных» домов, отставание в сфере подготовки профессиональных кадров - недопустимо. Возможный срок выполнения – 2 года.
5. Планируемые результаты
- Создание саморегулируемой системы управления жильём, когда профессиональное сообщество при поддержке информированных и мотивированных собственников жилья самостоятельно разрабатывает и совершенствует стандарты деятельности. При этом роль государства – создавать благоприятные условия для деятельности при минимальном расходовании бюджетных средств. Бюджетные средства должны направляться для адресной помощи социально незащищённым слоям населения.
- При такой системе управления жильём для граждан появляется возможность выбирать вид городского жилья, а в случае совместного домовладения выбирать организацию или управляющего из 7-8 видов организаций (управляющих), действующих на основе разумной конкуренции между ними. При этом качество и количество видов услуг возрастёт естественным путём, без принуждения органами госуправления.
- Большую часть функций по оказанию содействия гражданам в выборе вида городского жилья и формы управления должны выполнять некоммерческие союзы и ассоциации. Их деятельность, финансируемая не за счёт бюджетных источников, снимет значительную нагрузку на местные исполнительные и распорядительные органы.
К сожалению, профессиональные подходы к изменению ситуации и решению проблем не находят должного понимания у СМИ. В то же время, декларации по изменению анализируемой ситуации «за 2-3 года» являются исключительно популистскими.
Тезис девяностых годов прошлого века о том, что «необходимо сделать людей собственниками жилья, и они сами исправят ситуацию» не подтвердился. Эксперимент с самоуправлением жильём в Грузии, Казахстане, Армении, Украине, России и других странах провалился и перерос в проблему аварийного состояния значительной части «самоуправляемого» жилого фонда.
В связи с этим представляется правильным использовать такие примеры саморегулируемой профессиональной системы управления жильём:
- технология проведения полного капитального ремонта в многоэтажке за 5 (пять) рабочих дней;
- создание бюро по работе с населением (за год до проведения капремонта) с выбором населением планируемых отделочных материалов;
- создание особых привилегий для арендаторов, например, право пожизненной аренды;
- широкий спектр специальных услуг для пожилых людей и инвалидов;
- создание инструментов для максимальной экономии потребляемой энергии, газа и воды;
- более комфортная среда проживания с определяемыми большинством правилами поведения.

Мнения пользователей
Мнений пока нет.