Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Общество
Тема:

Перспективы реформирования пенсионной политики

В Беларуси предусмотрено более 20 оснований, которые позволяют обращаться за пенсией на 5, 10 и даже 20 лет раньше достижения общего пенсионного возраста. В результате в последние годы около 30% от числа новых назначений - это ранние пенсии. При этом ответственность за финансирование таких пенсий берет на себя общая пенсионная система, и растущие расходы на ранние пенсии представляют угрозу ее финансовой стабильности

Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 16 августа 2016
Елена Еськова

юрист Белорусского Конгресса демократических профсоюзов

В результате изменения демографической ситуации в нашей стране происходит постоянное увеличение диспропорции между пенсионерами и трудоспособным населением. По данным Минтруда и соцзащиты в Республике Беларусь на 100 работающих в стране приходится 60 пенсионеров. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает 2,6 млн. человек (1 820 000 женщин и 780 000 мужчин).

Действующая в Беларуси с советских времен распределительная пенсионная система не в состоянии эффективно реагировать на эти негативные процессы: с одной стороны, она характеризуется низким размером
трудовых пенсий, с другой - высоким тарифом страховых взносов. Социальный налог в Беларуси (35%) — один из самых высоких в мире



Размер трудовых пенсий по возрасту у работников с относительно высоким уровнем оплаты труда и продолжительным стажем составляет сегодня лишь 20—30% от среднемесячной заработной платы (при рекомендуемом Международной организацией труда минимальном коэффициенте замещения — 40%). В результате, низкооплачиваемые и высокооплачиваемые работники получают уравненные, согласно пенсионному законодательству, трудовые пенсии приблизительно одного размера.

Минимальный размер пенсии по возрасту равняется всего 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Вместе с тем, у чиновников, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих и др. пенсии - значительно выше, чем у остальных пенсионеров - в размере от 50% (при выслуге 20 лет) до 75% сумм денежного довольствия или зарплаты. В отличие от трудовых пенсий, финансируемых за счет внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, пенсионное обеспечение бывших военных, других силовиков, госслужащих осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Недавние изменения, которые внесла власть в пенсионную систему, не ведут к ее принципиальному усовершенствованию, а носят паллиативный характер и только ухудшают качество жизни граждан Беларуси.

Так, президентским указом No534 от 31.12.2015г. был увеличен минимальный стаж работы для назначения пенсии (с 5 лет фактически до 20);

были исключены из страхового стажа для определения права на трудовую пенси по возрасту служба в армии, декретный отпуск, учеба в вузе. Подписанный 11 апреля 2016 г. президентский указ No137 «О совершенствовании
пенсионного обеспечения» предполагает только единственную меру - повышение пенсионного возраста для всех граждан страны, что нельзя расценивать как эффективный способ укрепления пенсионной систем Беларуси.

Демографическая ситуация в Беларуси характеризуется низкой продолжительностью жизни. В Беларуси мужчины живут на 11-15 лет, а женщины - на 5-10 лет меньше, чем в развитых странах мира. Средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составляет 64 года, женщин - 76 лет.

Каждый четвертый житель страны уходит из жизни в трудоспособном возрасте, а среди мужчин - каждый третий.

Повышение пенсионного возраста без повышения качества и продолжительности жизни белорусов не может рассматриваться как реальный ресурс решения проблемы пенсионного обеспечения.

Вызывает всеобщее беспокойство и тот факт, что власть принимает решения об изменениях пенсионной системы, касающихся населения всей
страны, без должного публичного обсуждения и согласования со всем заинтересованными сторонами

(например, в Словакии пенсионная реформа обсуждалась в течение 7 лет). В результате этих спекулятивных деяний граждане Беларуси в очередной раз почувствовали себя обманутыми, в стране накапливается массовое недовольство, зреет глубокий социальный конфликт.

Что нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию

В целях гласного проведения реформы, которая обеспечит прозрачность пенсионной системы и работы пенсионного фонда, после чего новая пенсионная формула станет понятной гражданам и будет ими поддержана, в сложившейся кризисной ситуации необходимо:

• приостановить действие Указа No137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»;
• приступить с участием общественности к разработке всеобъемлющей реформы пенсионной системы, которая основывалась бы на принципах социального государства, опыте восточноевропейских стран и положениях международных документов: Конвенции ООН по правам пожилых людей, Рекомендаций Международной организации труда, Мадридского международного плана по проблемам старения от 2002 года.

В перспективе пенсионная система страны должна предусматривать:

• создание государственного накопительного страхового пенсионного фонда, финансирующего выплату трудовых (страховых) пенсий;
• дополнение трудовых (страховых) пенсий негосударственными и социальными пенсиями;
• отмену нормативных ограничений размеров пенсий и уравнительных пенсионных выплат. Зависимость размеров трудовых пенсий от трудового вкладa(продолжительности страхового стажа и уровня индивидуального заработка, на который начислялись страховые взносы) c коэффициентом замещения не менее 60% от заработной платы, а для работников с особыми условиями труда – не менее 70% заработной платы;
• отказ от привилегированных коэффициентов возмещения сумм денежного довольствия или зарплаты для пенсии за выслугу лет, связанных
с определенными видами профессиональной деятельности;
• право на получение социальной пенсии всеми неработающими, нетрудоспособными гражданами независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа;
• индексацию пенсий путем применения индивидуального коэффициента заработка пенсионера и реального размера инфляции в стране;
• включение в систему профессионального пенсионного страхования не только работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, но и тех, кому сегодня предоставляются пенсии за выслугу лет;
• упорядочение пенсионных льгот и изменение подходов к вопросам их финансирования (досрочные пенсии, надбавки, повышения и т.д.);
• установление существенных надбавок к пенсиям женщинам, воспитавшим двух и более детей;
• изменение положения работающих пенсионеров в части начисления пенсии (отмена понижающего коэффициента для этой категории граждан);
• создание конкурентоспособной среды в области страхового вида пенсионного обеспечения (создание условий для функционирования
иностранных страховых компаний);
• возможность наследования накопленных страховых пенсионны взносов;
• стимулирование вовлечения пожилых людей в общественно-политическую и экономическую жизнь страны: упрощение регистрации пенсионерских общественных организаций; льготное налогообложение для пожилых предпринимателей.

В качестве источников и ресурсов реформирования пенсионной системы, повышения размера пенсий предлагается:

• отчисление в пенсионный фонд не менее 30% от приватизации госимущества;
• разоружение, сокращение силовых структур, бюрократического (управленческого и контрольного) аппарата;
• кредитование пенсионной реформы Всемирным банком;
• использование возможностей «Европейского диалога о модернизации».

Демократическое реформирование пенсионной системы позволит достичь:

• стабильного роста пенсионного обеспечения граждан в среднем по стране, исходя из продолжительности страхового стажа и благодаря возможности распоряжаться пенсионными накоплениями;
• социально справедливого соотношения уровня трудовых пенсий по возрасту, за выслугу лет (для различных категорий) и пенсий за «особые заслуги» перед Республикой Беларусь и устранить 3-4 кратную разницу их размеров;
• смягчения проблемы нехватки трудовых ресурсов путем вовлечения пенсионеров в трудовую и предпринимательскую деятельность;
• экономии средств госбюджета за счет снижения расходов на пенсионное обеспечение госслужащих и представителей силовых структур и направления их на другие социальные нужды.

Как использовать

Властями страны сегодня игнорируется озабоченность граждан и гражданского общества вопросами низкого размера трудовых пенсий, положения работающих пенсионеров, пенсионеров-заключенных, непрозрачности и излишнего бюрократизма пенсионного фонда, отсутствия реальнойальтернативы государственному пенсионному обеспечению. Вызывает беспокойство и состояние домов престарелых, разделение граждан при начислении пенсий по занимаемой ранее должности, отсутствие равенства по половому признаку при выходе на пенсию, повышение пенсионного возраста.

При этом правительство Беларуси практически не учитывает успешную практику и ошибки при проведении пенсионных реформ в других государствах с переходной экономикой, а также опыт построения эффективных пенсионных систем в странах ЕС и других экономически развитых государствах.

Вопрос о реформировании пенсионной системы после всеобщего обсуждения стоило бы вынести на республиканский референдум.

users
Оппонент не определен
Рекомендовать эксперта

Мнения пользователей

Мнений пока нет.

Обсуждение в социальных сетях


Тема:

Перспективы реформирования пенсионной политики

go home
Обсудите с друзьями: