Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Экономика
Тема:

Частная собственность на землю

Не беспорядочная раздача земель, а признание непри косновенности частной собственности и, как следствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности... - вот задачи, осуществление которых правительство должно считать вопросом бытия державы
(по Столыпину).

Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 16 августа 2016
Пётр Мігурскі

Кандыдат эканамічных навук

Основной тормоз для развития белорусского сельского хозяйства - существующая форма собственности: сегодня в республике нет эффективного собственника (95% земли принадлежит государству), который мог бы в массовом порядке обеспечивать ее качественное функционирование.

Все высокоразвитые страны начинали свой путь к социальному рыночному хозяйству со значительных достижений в развитии аграрного сектора экономики. Поэтому современные аграрные отношения представляют собой, прежде всего, комплекс политических решений, а также экономических мер по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет собственного производства.

Достигается это путем создания условий для реализации внутреннего потенциала сельского хозяйства и предполагает динамичное развитие
всего агропромышленного комплекса. Закономерно, что сельское хозяйство является наиболее зарегулированной отраслью во всем мире, ведь
стабильность сельскохозяйственного производства - важнейший элемент экономической безопасности государства. Сельское хозяйство отличается от других отраслей экономики тем, что здесь сама земля выступает основным и весьма специфическим фактором производства:

•     в случае утраты части земли воссоздать ее невозможно;
•     земля пространственно ограничена;
•     земля - единственное средство производства, которое с течением
времени может улучшать свои качественные характеристики;
•     ценность земли как ресурса неуклонно возрастает (за счет роста спроса на сельскохозяйственную продукцию в связи с увеличением численности населения и сокращением по разным причинам площади земель сельскохозяйственного назначения)



Основной тормоз для развития белорусского сельского хозяйства - существующая форма собственности: сегодня в республике нет эффективного собственника (95% земли принадлежит государству), который мог бы в массовом порядке обеспечивать ее качественное функционирование. Курс государства, взятый на развитие только государственного крупнотоварного производства, - не совсем оправдан: сегодня в стране нет ни одного сельскохозяйственного предприятия, работающего на принципах самофинансирования. Сегодня именно государственные сельскохозяйственные организации, в обработке которых находится около 70% сельскохозяйственных угодий страны, требуют коренного реформирования в силу своей бесперспективности и хронической убыточности.

Принимаемые чиновниками программы реформирования аграрных отношений, в том числе, по введению правового и экономического равенства всех форм собственности и хозяйствования, не соответствуют классическим принципам рыночной экономики.

По-прежнему широко практикуется метод обязательных отчислений промышленными предприятиями и частными коммерческими структурами в пользу аграриев, что ведет к дисбалансу отраслей народного хозяйства, кардинально не решает проблем сельхозорганизаций и не устраняет ценовой диспаритет.

Власть декларирует практику частно-государственного партнерства, которое предполагает государственное участие в производстве, развитие крупных, средних и малых предприятий, частной собственности на имущество и произведенную продукцию. Однако принципиальных решений в данном направлении государством не принято. Речь не идет о частной собственности на землю, без которой все участники сельскохозяйственного производства являются арендаторами или наемными работниками.

В Беларуси все земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства, правительство не допускает частных инвесторов, поэтому не входит в группу тех стран, сотрудничество с которыми западные инвесторы считают приоритетным.


Частная собственность на землю означает, что часть земель в предела юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (юридических или физических).

5 Положительные стороны частной собственности на землю:

• дополнительный доход государству от приватизации;
• повышение эффективности использования земельных угодий (за счет роста уровня мотивации собственника);
• возможность привлечения частных инвестиций;
• возможность привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ);
• снятие части социальной нагрузки с бюджета (земля как собственность становится одним из источников дохода ее владельца и наемных работников);
• наличие рынка земли приводит к балансу интересов потенциальных инвесторов.

Фактор собственности производителя сельскохозяйственной продукции выступает определяющим мотивом развития предпринимательства на селе. В сельском хозяйстве сочетание «собственник-работник» создает основу для мелкотоварного производства, где в одном лице выступают и собственник, и производитель. Это уровень личных подсобных хозяйств граждан и фермерских хозяйств, основанных на базе семьи.

В то же время в Республике Беларусь отсутствуют равные условия хозяйствования для всех организационно-правовых форм, хотя реально экономический рост в сельском хозяйстве во многом определяют фермерские и личные подсобные хозяйства. При этом государственные организации получают дотаций на 1 гектар сельскохозяйственных угодий в 1,7 раз больше, чем фермерские хозяйства.

Земельная собственность формирует земельные отношения, однако приватизация земли не является самоцелью, а лишь способом ее более
эффективной эксплуатации

Более того, решение проблем в сельском хозяйстве исключительно за счет приватизации земли является весьма примитивным представлением о сути реформ. Ведь возможны и негативны последствия от необдуманной передачи земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность:

• сельскохозяйственные угодья с каждым годом сокращаются, и приватизация без ограничений может привести к проблемам собственности у будущих поколений;
• реализация определенных проектов без согласия собственника становится проблематичным (например, прокладка дорог, линий связи, газопроводов, проведение георазведки);
• собственность приводит к удорожанию продукции: например, приобретение в частную собственность 1000 га обойдется сегодня в 1,5 млн
долларов США (в Польше – 3,6 млн долларов США);
• с массовой приватизацией земли обязательно возникнут вопросы по реституции – возврату земли, неправомерно захваченной государством.

В Европе широко распространена практика аренды сельскохозяйственных угодий. В Бельгии, Германии и Франции в аренде находится более
60% возделываемых земель, в целом в Евросоюзе – 39%. К сожалению, арендные отношения, так, как они понимаются в Беларуси, предусматривают, что землей доверяют распоряжаться государству, т.е. чиновнику.

Как известно, материальное благополучие чиновника от хорошего хозяйствования на земле не зависит, а устанавливается вышестоящим чиновником



Поэтому необходимы настоящие хозяева земли, благополучие которых зависит от результатов хозяйствования на земле.

Мировой опыт показывает, что функционирующие сельскохозяйственные производства на правах собственности или аренды по эффективности практически не отличаются друг от друга, если другие факторы у них однозначны. Главным здесь является не собственность, а право собственности на конечные результаты производственной деятельности – право распоряжения произведенной продукцией и полученной от ее реализации выручкой.

Что нужно сделать:


• сформировать регулятивную базу земельных отношений;
• законодательно закрепить частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения;
• признать равные земельные права всех производителей товарной сельскохозяйственной продукции на государственные дотации;
• законодательно определить статус крестьян как специфической категории граждан, неразрывно связанной с  производством и поставками
сельхозпродукции;
• провести переучет и определить границы всех земель сельскохозяйственного назначения и оценить их качество с учетом удаленности от рынков сбыта;
• разработать земельный налог и условия ипотеки, а также создать необходимые для этого учреждения;
• разработать механизмы участия внутренних инвесторов;
• создать условия для привлечения иностранного капитала в виде инвестиций;
• сформировать рынок земли.

Собственность на землю является источником экономической силы, социальной энергии и естественной основы динамичного развития общества и независимости государства. Приватизация земли позволит оптимизировать занятость, снизить воздействие на экономику субъективного влияния – в сельском хозяйстве именно собственник-предприниматель становится специфическим ресурсом общества, который обладает экономической свободой, способен принимать самостоятельные экономические решения и работает на результат.

users
Оппонент не определен
Рекомендовать эксперта

Мнения пользователей

Мнений пока нет.

Обсуждение в социальных сетях


Тема:

Частная собственность на землю

go home
Обсудите с друзьями: