Категория: | Общество |
Тема: |
Кризис и реформирование белорусской школыПочему падают престижность профессии учителя и уровень знания выпускников школ? Какие изменения нужны в системе среднего образования? |
Материалы: | Видеоопрос «Удовлетворяет ли вас качество школьного образования?» |

Мнения экспертов
Опубликовано 26 декабря 2013

По данным
Республиканского института контроля знаний, более трети
абитуриентов, принявших участие в централизованном тестировании-2013, не смогли
преодолеть нижний порог тестового балла.
Об уровне
подготовки потенциальных студентов красноречиво свидетельствуют следующие
цифры:
• 27164
абитуриенты не дотянули до проходного балла на экзаменах по одному учебному
предмету
• 11454 - по
двум учебным предметам
• 2064 - по
трем учебным предметам.
Эти
негативные результаты - следствие кризисного состояния школы, когда учителя не
хотят работать за символическую зарплату. За годы суверенного существования
Беларуси никогда зарплата учителя не достигала средней зарплаты в стране!
Вместе с тем ученики не мотивированы получать знания, так как люди с дипломом о
высшем образовании получают меньше, чем продавцы и строители.
Трудности
экономического развития Беларуси теперь непреодолимы на рельсах командно-ориентированной
государственной экономики с незначительной долей частной собственности. Ведь
именно исходя из экономической ситуации было принято решение о сохранении 11-летней
системы среднего образования, а также об увеличении нагрузки на учителя в
ставке до 20 часов.
Краеугольным
камнем улучшения ситуации в школьном образовании является роль учителя - его
успешность в жизни, которая основывается на материальном благополучии и
авторитете в обществе. Поэтому в направлении реформ среднего образования нужно осуществить:
1.
Увеличение
ставки зарплаты учителя сначала к уровню средней зарплаты по стране, а затем на
20% выше;
2.
Создание
профессиональных сообществ по предметам и проведение дискуссий о реформе
образования;
3.
Ликвидация
контрактной системы в стране, в том числе и в школе, и развитие стипендиальной системы
за инновационную работу;
4.
Набор
учителей из университетов из 25% выпускников, которые имеют лучшие показатели;
5.
Уменьшение
нагрузки на учителя - не более пяти уроков в день при ставке в 18 часов;
6.
Предоставление
бесплатных путевок (раз в четыре года) для путешествий в страны Европы и мира;
7.
Тестирование
учителей на знание государственных языков и одного иностранного;
8.
Применение
современных информационных технологий в работе учителя и школ;
9.
Создание
системы конкурсного назначения руководителей школ;
10.
Стимулирование труда учителей на родном языке
и проведение национальных конкурсов учителей-предметников (начальная школа,
история, география, белорусский язык) "С уважением к родному слову";
11.
Переоценка существующих учебных программ и
создание новых, которые должны быть направлены не на адаптацию молодежи к
существующей действительности, а на формирование креативно-творческой личности;
12.
Переход
на 12-летнюю школьную систему образования с профильным образованием на третьей
ступени среднего образования (10-12 классы);
13.
Введение
безоценочного обучения на первой ступени среднего образования;
14.
Развитие
сети частных школ, имеющих частичное бюджетное финансирование;
15.
Оптимизация
сети школ в сельской местности и городах с тем, чтобы в школах наполняемость классов
была не более 20 человек;
16.
Развитие
системы реального школьного самоуправления с участием учителей, учащихся и
родителей;
17.
Представление
физическим и юридическим лицам право 1% налогов самостоятельно направлять на
развитие образования, культуры или третьего сектора;
Для
осуществления этой реформы необходимы следующие условия:
1. Создание конкурентной
экономики, базирующейся на свободной конкуренции различных форм собственности;
2. Увеличение
доли частной собственности до 70% в ВВП страны;
3. Преодоление
кризисных явлений в экономике путем избавления ее от дотационной зависимости от
России;
4. Наличие
демократических процедур смены власти, базирующихся на неопределенности результатов
голосования избирателей;
5. Уменьшение
бюджетной нагрузки на силовые ведомства, а также чрезмерной дотации сельского
хозяйства;
6. Развитие
конкурсов образовательных идей в педагогических сообществах;
7. Популяризация
передового опыта обучения в каждом регионе Беларуси.
Возможными
трудностями являются:
1.
Деградация
системы образования и творческого потенциала учителей при авторитарном стиле
управления;
2.
Трудности
экономического развития страны в трансформационный период и недостаток средств;
3.
Недостаток
реформационного потенциала в системе образования;
Возможными
плюсами являются:
1.
Получение
системы среднего образования, адаптированной к требованиям современности, а это
значит, получение выпускников, готовых эффективно включиться в работк для себя
и Беларуси;
2.
Раскрепощение
творческого потенциала учителя путем снятия запретов и бюрократической петли в бумагописательстве;
3.
Ликвидация
функций, несвойственных педагогической деятельности;
4.
Увеличение
материального благосостояния и возможности развивать в себе творческую личность.

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры Магілёўскай гарадской гімназіі №1. Пераможца конкурсу "Настаўнік году Магілёўшчыны-2013"
Основным минусом и причиной того,
что сегодняшнее состояние белорусской школы не отвечает современным критериям
эффективной школы, является отстраненность белорусского среднего образования от
современных европейских тенденций.
Вот основные из них, на которые нужно
ориентироваться и Беларуси, чтобы повысить качество школьного образования:
1.
Включенность в
общеевропейскую образовательную систему. Выглядит невероятно, но факт: Беларусь
остается едва ли не единственной страной в Европе, которая так и не присоединилась
к Болонской конвенции. Кроме того , Беларусь не принимает участия в
авторитетной Международной программе по оценке образовательных достижений
учащихся (PISA) . Интересно, что министр образования Беларуси Сергей Маскевич,
отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей 17 мая 2013 года, сказал,
что главная отрицательная сторона участия в Болонском процессе -
"вымывание мозгов".
2.
Использование компетентностного
подхода в обучении, когда предметом оценки, вместе со знаниями, становятся
умения учащихся.
При этом результативность
образовательного процесса обеспечивается прежде всего деятельностью самих
учащихся. Поэтому роль учителя должна заключаться в управлении этой
деятельностью, обеспечении целостности ученической деятельности, чтобы в ней
были все полноценные этапы: и постановка цели, и планирование, и действия, и
самоконтроль с самооценкой.
Если в традиционном понимании чем
больше знаний, тем выше качество образования, то компетентностный подход
направлен на то, чтобы выпускники имели способности "делать дело со
знанием дела".
Ключевые компетенции, согласно
определению, данному в Рекомендациях Европарламента и Совета Европы, - это
система знаний, умений и ценностного отношения, необходимая для жизни в
современном обществе. К этой системе еще добавляется критическое мышление,
креативность, умение решать проблемы, принимать решения, умение управлять
своими эмоциями. Их можно рассматривать как критерии, определяющие качество
обучения.
Таким образом, о возможных путях
выхода из кризисного состояния, в котором оказалась белорусское образование,
можно говорить лишь при том условии, если белорусская школа станет национальной
по содержанию и европейской по форме.
В связи с этим основными
направлениями реформирования среднего образования в Беларуси необходимо сделать:
1) присоединение к Болонской
конвенции и реформирование школы в соответствии с современными европейскими
образовательными стандартами;
2) внедрение в практику обучения
компетентностного подхода. Например, этому способствует стратегия активной
оценки - это инновационная система обучения, которая фактически соединяет
различные активные методы в единую систему работы. Активная оценка представляет
собой весьма действенный метод повышения мотивации и ученических результатов,
особенно для тех, кто имеет проблемы с учебой. Отмечается, что активная оценка
помогает учиться на протяжении жизни, что является необходимым навыком в
современном мире;
3) создание сети белорусскоязычных
учебных заведений, чтобы количество учеников, обучающихся по-белорусски,
достигло как минимум 50%. При этом очень важно, чтобы подобный баланс
сохранялся в городах областного и районного подчинения;
4) все виды учебных пособий, используемых
в учреждениях среднего образования, должны иметь белорусскоязычную версию.
Кроме того, необходимо создать рынок школьных учебников, чтобы каждый учитель
мог выбирать необходимое ему учебное пособие как минимум из двух альтернативных
вариантов;
5) создать общественный методический
совет с включением туда представителей педагогической и родительской
общественности, профильных общественных организаций (Общества белорусской школы,
Студенческого этнографического общества, Общества белорусского языка), который
будет тесно взаимодействовать с Министерством образования по самым разным
вопросам;
6) создать профсоюз работников
образования, который будет реально отстаивать и защищать права учителей и учить
их умениям отстаивать свои права;
7) способствовать широким обменам
школьников с учреждениями образования страны изученного языка, активному
участию учеников в международных телекоммуникационных проектах, проведению в
школах и в системе дополнительного образования мероприятий на иностранном
языке;
8) изменить государственную
программу по той или иной школьной дисциплине, которая не должна охватывать все
отведенное на эту дисциплину время, оставляя часть этого времени на инициативу
учителя;
9) создать действенную систему
органов школьного самоуправления, например, Совет, Сейм и Суд школы;
10) повысить престиж профессии
педагога путем уменьшения объема "бумажной работы", снижения тарифной
ставки до 18 часов и постепенного повышения зарплаты учителей до уровня средней
по республике и перспективой дальнейшего роста.
При этом необходимо отметить, что в условиях относительно низких бюджетных
дотаций и отстраненности от общеевропейских образовательных тенденций
Министерства образования ключевым моментом в реформировании белорусского школы
может стать именно активная деятельность негосударственных организаций. Она
могла бы быть направлена на популяризацию новейших образовательных технологий
путем проведения семинаров и мастер-классов, а также курсов дистанционного
обучения учителей.
Мнения пользователей
Не согласен ни с первым, ни со вторым. К сожалению, наблюдается очень узколобый подход - если у нас 2 языка государственных - это не значит, что ими должны владеть люди одинаково хорошо (тестирование учителя по иностранному - это простите чё? а по-какому иностранному? самый распространенный - китайский, а в евросоюзе - 22 официальных, мне вот итальянский ближе - учителя пения со мной согласятся). Увидел у обоих балабольские лозунги: повысить...., создать...., переоценить..., получить...,ликвидировать....,
Очередная компания " Говори правду - 2", начиналась за здравие, а закончилась....
А как обычно.......
"...народ за намi не пайшоў, бо баiцца..."
Не согласен ни с первым, ни со вторым. К сожалению, наблюдается очень узколобый подход - если у нас 2 языка государственных - это не значит, что ими должны владеть люди одинаково хорошо (тестирование учителя по иностранному - это простите чё? а по-какому иностранному? самый распространенный - китайский, а в евросоюзе - 22 официальных, мне вот итальянский ближе - учителя пения со мной согласятся). Увидел у обоих балабольские лозунги: повысить...., создать...., переоценить..., получить...,ликвидировать....,
Очередная компания " Говори правду - 2", начиналась за здравие, а закончилась....
А как обычно.......
"...народ за намi не пайшоў, бо баiцца..."
Цалкам згодна з Юрасём. Каб наша адукацыя выйшла на больш высокі ўзровень, стала канкурэнтназдольнай, неабходна, каб настаўнік падняў сваю самаацэнку, паверыў у тое, што ён можа шмат што змяніць. Зараз жа ў адукацыі пануе апатыя, песімізм і нявер'е ва ўласныя сілы. Гэта адбываецца таму, што кожны крок настаўніка кантралюецца. За педагога вырашаюць практычна ўсё: як вучыць, якія мэты ставіць, якім падручнікам карыстацца, як запісваць тэму ўрока ў журнал і г.д. Чаму так не давяраюць настаўніку, лічаць яго няздольным планаваць уласную прафесійную дзейнасць? Каб сітуацыя змянілася, неабходна ў дзяржаўнай праграме па школьных дысцыплінах прадастаўляць больш варыятыўнасці, магчымасці для ініцыятывы настаўніка і менш татальнага кантролю. Інакш, калі займацца з дзецьмі праектнай і даследчай дзейнасцю, гадуючы нашу беларускую эліту. І, вядома, нашу родную мову вярнуць у ВНУ, тады і школы на мове пачнуць размаўляць. Правільна Юрась сказаў "беларуская школа павінна стаць нацыянальнай па змесце і еўрапейскай па форме!
Дайте учителю нормальную зарплату!
Надеюсь, мои дети буду учиться в школе, где основным подходом будет не зубриловка...
Леаніда Гаравога - у міністры адукацыі: вярнуся ў настаўнікі дзеля бясплатных пуцёвак у Еўрасаюз, даплаты за выкладанне па-беларуску, заробку на 20% больш, як сярэдні...

Считаю, что учитель должен зарабатывать минимум столько, сколько средняя зарплата в стране. В том числе и поэтому профессия перестала быть престижной и авторитетной! Мне, к примеру, приходится увеличивать доход, занимаясь handmade-аксессуарами. А мало того, что зарплата - кот наплакал, так еще хватает всякой бюрократической писанины и идеологической пелены. Что касается реформы образования в средней школе, то она давно назрела. Как часть реформ в целом по стране. Реформа в школе, только здесь и сейчас, невозможна!!!