Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Общество
Тема:

Кризис и реформирование белорусской школы

Почему падают престижность профессии учителя и уровень знания выпускников школ? Какие  изменения нужны в системе среднего образования?

Материалы: Видеоопрос «Удовлетворяет ли вас качество школьного образования?»
Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 26 декабря 2013
Леанід Гаравы

Дырэктар школы з 18-гадовым стажам, сябра Рады Руху "За Свабоду"

По данным Республиканского института контроля знаний, более трети абитуриентов, принявших участие в централизованном тестировании-2013, не смогли преодолеть нижний порог тестового балла.

Об уровне подготовки потенциальных студентов красноречиво свидетельствуют следующие цифры:

• 27164 абитуриенты не дотянули до проходного балла на экзаменах по одному учебному предмету

• 11454 - по двум учебным предметам

• 2064 - по трем учебным предметам.

Эти негативные результаты - следствие кризисного состояния школы, когда учителя не хотят работать за символическую зарплату. За годы суверенного существования Беларуси никогда зарплата учителя не достигала средней зарплаты в стране! Вместе с тем ученики не мотивированы получать знания, так как люди с дипломом о высшем образовании получают меньше, чем продавцы и строители.

Трудности экономического развития Беларуси теперь непреодолимы на рельсах командно-ориентированной государственной экономики с незначительной долей частной собственности. Ведь именно исходя из экономической ситуации было принято решение о сохранении 11-летней системы среднего образования, а также об увеличении нагрузки на учителя в ставке до 20 часов.


Краеугольным камнем улучшения ситуации в школьном образовании является роль учителя - его успешность в жизни, которая основывается на материальном благополучии и авторитете в обществе. Поэтому в направлении реформ среднего образования нужно осуществить:

1.    Увеличение ставки зарплаты учителя сначала к уровню средней зарплаты по стране, а затем на 20% выше;

2.    Создание профессиональных сообществ по предметам и проведение дискуссий о реформе образования;

3.    Ликвидация контрактной системы в стране, в том числе и в школе, и развитие стипендиальной системы за инновационную работу;

4.    Набор учителей из университетов из 25% выпускников, которые имеют лучшие показатели;

5.    Уменьшение нагрузки на учителя - не более пяти уроков в день при ставке в 18 часов;

6.    Предоставление бесплатных путевок (раз в четыре года) для путешествий в страны Европы и мира;

7.    Тестирование учителей на знание государственных языков и одного иностранного;

8.    Применение современных информационных технологий в работе учителя и школ;

9.    Создание системы конкурсного назначения руководителей школ;

10.   Стимулирование труда учителей на родном языке и проведение национальных конкурсов учителей-предметников (начальная школа, история, география, белорусский язык) "С уважением к родному слову";

11.   Переоценка существующих учебных программ и создание новых, которые должны быть направлены не на адаптацию молодежи к существующей действительности, а на формирование креативно-творческой личности;

12.  Переход на 12-летнюю школьную систему образования с профильным образованием на третьей ступени среднего образования (10-12 классы);

13.  Введение безоценочного обучения на первой ступени среднего образования;

14.  Развитие сети частных школ, имеющих частичное бюджетное финансирование;

15.  Оптимизация сети школ в сельской местности и городах с тем, чтобы в школах наполняемость классов была не более 20 человек;

16.  Развитие системы реального школьного самоуправления с участием учителей, учащихся и родителей;

17.  Представление физическим и юридическим лицам право 1% налогов самостоятельно направлять на развитие образования, культуры или третьего сектора;

Для осуществления этой реформы необходимы следующие условия:

1. Создание конкурентной экономики, базирующейся на свободной конкуренции различных форм собственности;

2. Увеличение доли частной собственности до 70% в ВВП страны;

3. Преодоление кризисных явлений в экономике путем избавления ее от дотационной зависимости от России;

4. Наличие демократических процедур смены власти, базирующихся на неопределенности результатов голосования избирателей;

5. Уменьшение бюджетной нагрузки на силовые ведомства, а также чрезмерной дотации сельского хозяйства;

6. Развитие конкурсов образовательных идей в педагогических сообществах;

7. Популяризация передового опыта обучения в каждом регионе Беларуси.

Возможными трудностями являются:

1.    Деградация системы образования и творческого потенциала учителей при авторитарном стиле управления;

2.    Трудности экономического развития страны в трансформационный период и недостаток средств;

3.    Недостаток реформационного потенциала в системе образования;

Возможными плюсами являются:

1.    Получение системы среднего образования, адаптированной к требованиям современности, а это значит, получение выпускников, готовых эффективно включиться в работк для себя и Беларуси;

2.    Раскрепощение творческого потенциала учителя путем снятия запретов и бюрократической петли в бумагописательстве;

3.    Ликвидация функций, несвойственных педагогической деятельности;

4.    Увеличение материального благосостояния и возможности развивать в себе творческую личность.

Юрась Каласоўскі

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры Магілёўскай гарадской гімназіі №1. Пераможца конкурсу "Настаўнік году Магілёўшчыны-2013"

Основным минусом и причиной того, что сегодняшнее состояние белорусской школы не отвечает современным критериям эффективной школы, является отстраненность белорусского среднего образования от современных европейских тенденций.

Вот основные из них, на которые нужно ориентироваться и Беларуси, чтобы повысить качество школьного образования:

1.    Включенность в общеевропейскую образовательную систему. Выглядит невероятно, но факт: Беларусь остается едва ли не единственной страной в Европе, которая так и не присоединилась к Болонской конвенции. Кроме того , Беларусь не принимает участия в авторитетной Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) . Интересно, что министр образования Беларуси Сергей Маскевич, отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей 17 мая 2013 года, сказал, что главная отрицательная сторона участия в Болонском процессе - "вымывание мозгов".

2.    Использование компетентностного подхода в обучении, когда предметом оценки, вместе со знаниями, становятся умения учащихся.

При этом результативность образовательного процесса обеспечивается прежде всего деятельностью самих учащихся. Поэтому роль учителя должна заключаться в управлении этой деятельностью, обеспечении целостности ученической деятельности, чтобы в ней были все полноценные этапы: и постановка цели, и планирование, и действия, и самоконтроль с самооценкой.

Если в традиционном понимании чем больше знаний, тем выше качество образования, то компетентностный подход направлен на то, чтобы выпускники имели способности "делать дело со знанием дела".

Ключевые компетенции, согласно определению, данному в Рекомендациях Европарламента и Совета Европы, - это система знаний, умений и ценностного отношения, необходимая для жизни в современном обществе. К этой системе еще добавляется критическое мышление, креативность, умение решать проблемы, принимать решения, умение управлять своими эмоциями. Их можно рассматривать как критерии, определяющие качество обучения.

Таким образом, о возможных путях выхода из кризисного состояния, в котором оказалась белорусское образование, можно говорить лишь при том условии, если белорусская школа станет национальной по содержанию и европейской по форме.

В связи с этим основными направлениями реформирования среднего образования в Беларуси необходимо сделать:

1) присоединение к Болонской конвенции и реформирование школы в соответствии с современными европейскими образовательными стандартами;

2) внедрение в практику обучения компетентностного подхода. Например, этому способствует стратегия активной оценки - это инновационная система обучения, которая фактически соединяет различные активные методы в единую систему работы. Активная оценка представляет собой весьма действенный метод повышения мотивации и ученических результатов, особенно для тех, кто имеет проблемы с учебой. Отмечается, что активная оценка помогает учиться на протяжении жизни, что является необходимым навыком в современном мире;

3) создание сети белорусскоязычных учебных заведений, чтобы количество учеников, обучающихся по-белорусски, достигло как минимум 50%. При этом очень важно, чтобы подобный баланс сохранялся в городах областного и районного подчинения;

4) все виды учебных пособий, используемых в учреждениях среднего образования, должны иметь белорусскоязычную версию. Кроме того, необходимо создать рынок школьных учебников, чтобы каждый учитель мог выбирать необходимое ему учебное пособие как минимум из двух альтернативных вариантов;

5) создать общественный методический совет с включением туда представителей педагогической и родительской общественности, профильных общественных организаций (Общества белорусской школы, Студенческого этнографического общества, Общества белорусского языка), который будет тесно взаимодействовать с Министерством образования по самым разным вопросам;

6) создать профсоюз работников образования, который будет реально отстаивать и защищать права учителей и учить их умениям отстаивать свои права;


7) способствовать широким обменам школьников с учреждениями образования страны изученного языка, активному участию учеников в международных телекоммуникационных проектах, проведению в школах и в системе дополнительного образования мероприятий на иностранном языке;

8) изменить государственную программу по той или иной школьной дисциплине, которая не должна охватывать все отведенное на эту дисциплину время, оставляя часть этого времени на инициативу учителя;

9) создать действенную систему органов школьного самоуправления, например, Совет, Сейм и Суд школы;

10) повысить престиж профессии педагога путем уменьшения объема "бумажной работы", снижения тарифной ставки до 18 часов и постепенного повышения зарплаты учителей до уровня средней по республике и перспективой дальнейшего роста.

При этом необходимо отметить, что в условиях относительно низких бюджетных дотаций и отстраненности от общеевропейских образовательных тенденций Министерства образования ключевым моментом в реформировании белорусского школы может стать именно активная деятельность негосударственных организаций. Она могла бы быть направлена на популяризацию новейших образовательных технологий путем проведения семинаров и мастер-классов, а также курсов дистанционного обучения учителей.

Мнения пользователей

Дмитрий

Не согласен ни с первым, ни со вторым. К сожалению, наблюдается очень узколобый подход - если у нас 2 языка государственных - это не значит, что ими должны владеть люди одинаково хорошо (тестирование учителя по иностранному - это простите чё? а по-какому иностранному? самый распространенный - китайский, а в евросоюзе - 22 официальных, мне вот итальянский ближе - учителя пения со мной согласятся). Увидел у обоих балабольские лозунги: повысить...., создать...., переоценить..., получить...,ликвидировать....,
Очередная компания " Говори правду - 2", начиналась за здравие, а закончилась....
А как обычно.......
"...народ за намi не пайшоў, бо баiцца..."

Дмитрий

Не согласен ни с первым, ни со вторым. К сожалению, наблюдается очень узколобый подход - если у нас 2 языка государственных - это не значит, что ими должны владеть люди одинаково хорошо (тестирование учителя по иностранному - это простите чё? а по-какому иностранному? самый распространенный - китайский, а в евросоюзе - 22 официальных, мне вот итальянский ближе - учителя пения со мной согласятся). Увидел у обоих балабольские лозунги: повысить...., создать...., переоценить..., получить...,ликвидировать....,
Очередная компания " Говори правду - 2", начиналась за здравие, а закончилась....
А как обычно.......
"...народ за намi не пайшоў, бо баiцца..."

Елена Радевич

Цалкам згодна з Юрасём. Каб наша адукацыя выйшла на больш высокі ўзровень, стала канкурэнтназдольнай, неабходна, каб настаўнік падняў сваю самаацэнку, паверыў у тое, што ён можа шмат што змяніць. Зараз жа ў адукацыі пануе апатыя, песімізм і нявер'е ва ўласныя сілы. Гэта адбываецца таму, што кожны крок настаўніка кантралюецца. За педагога вырашаюць практычна ўсё: як вучыць, якія мэты ставіць, якім падручнікам карыстацца, як запісваць тэму ўрока ў журнал і г.д. Чаму так не давяраюць настаўніку, лічаць яго няздольным планаваць уласную прафесійную дзейнасць? Каб сітуацыя змянілася, неабходна ў дзяржаўнай праграме па школьных дысцыплінах прадастаўляць больш варыятыўнасці, магчымасці для ініцыятывы настаўніка і менш татальнага кантролю. Інакш, калі займацца з дзецьмі праектнай і даследчай дзейнасцю, гадуючы нашу беларускую эліту. І, вядома, нашу родную мову вярнуць у ВНУ, тады і школы на мове пачнуць размаўляць. Правільна Юрась сказаў "беларуская школа павінна стаць нацыянальнай па змесце і еўрапейскай па форме!

Анжела Миронович

Дайте учителю нормальную зарплату!

Максим Лагунович

Надеюсь, мои дети буду учиться в школе, где основным подходом будет не зубриловка...

Сяргей Слыш Навуковы супрацоўнік

Леаніда Гаравога - у міністры адукацыі: вярнуся ў настаўнікі дзеля бясплатных пуцёвак у Еўрасаюз, даплаты за выкладанне па-беларуску, заробку на 20% больш, як сярэдні...

Анна Географичка Учитель

Считаю, что учитель должен зарабатывать минимум столько, сколько средняя зарплата в стране. В том числе и поэтому профессия перестала быть престижной и авторитетной! Мне, к примеру, приходится увеличивать доход, занимаясь handmade-аксессуарами. А мало того, что зарплата - кот наплакал, так еще хватает всякой бюрократической писанины и идеологической пелены. Что касается реформы образования в средней школе, то она давно назрела. Как часть реформ в целом по стране. Реформа в школе, только здесь и сейчас, невозможна!!!

Обсуждение в социальных сетях


Тема:

Кризис и реформирование белорусской школы

go home
Обсудите с друзьями: