Категория: | Общество |
Тема: |
Вредное производство и интересы населенияКак должна проходить экологическая экспертиза, чтобы мнение народа было учтено? |
Материалы: | Видеоопрос «Какие экологические проблемы вас больше всего волнуют?» |

Мнения экспертов
Опубликовано 24 декабря 2013

Тот способ, которым реализована в национальном законодательстве Орхусская конвенция, не позволяет обеспечить участие общественности в принятии решений на стадии, когда открыты все пути (в том числе отказ от проекта).
Основной функцией гражданских слушаний является информирование заинтересованной общественности о результатах оценки воздействия на окружающую среду, но реальных механизмов, которые могут повлиять на принятие тех или иных решений, в виде процедур нет. Особо следует заметить, что сами проекты, которые проходят процедуру общественных слушаний, а также экологическую экспертизу, в дальнейшем в ходе своей реализации часто требуют изменений и доработок.
Данные изменения и доработки проходят ведомственных согласований, но остаются неизвестными широкой общественности, а часто масштабы изменений и доработок затрагивают интересы общественности, увеличивают влияние на состояние окружающей среды.
Как исправить ситуацию?
1. Процедура присоединения
общественности к принятию решений на этапе предпроектных и проектных работ.
Должна быть закреплена обязанность оглашения заказчиком начала процедуры экологической
экспертизы в СМИ. При этом форма оповещения должна содержать информацию о том,
каким способом заинтересована общественность может получить всю необходимую
информацию о данном проекте.
2. Участие в работе экспертных
групп представителей общественности на этапе проведения экологической
экспертизы должно быть обеспечено на уровне законодательства .
3. Процедура общественных
слушаний должна быть обязательной для всех категорий объектов, которые имеются
в списке, определенном к Закону " О государственной экологической
экспертизе" независимо от наличия обращений заинтересованной
общественности . Информация о подобных слушаниях должна заранее (не позднее
двух недель) публиковаться на страницах либо государственной прессы, либо
интернет-ресурсах соответствующих государственных органов.
4. Все изменения в проекте,
которые повлияли на технологические параметры работы проектируемого предприятия
или объекта, должны быть лимитированы по категориям - объем производства,
выбросы, стоки и т.д. В случае существенного изменения данных параметров проект
должен направляться на повторные общественные слушания.
Данные предложения не
требуют существенного финансового или организационного взноса. Они реализуются
путем законодательной инициативы и внесения предложений по доработке
соответствующих разделов Закона «О государственной экологической
экспертизе".
Возможные плюсы и вызовы:
К плюсам следует отнести
существенное улучшения практики участия общественности в принятии решения.
Следует ожидать более глубокой проработки природоохранных мероприятий
застройщиком, повышения уровня информированности общества в принятии решений по
экологически важным вопросам.
К вызовам следует отнести
проблему того, что процедуры требуют детализации в категориях ответственности
за конкретные шаги. Иначе можно столкнуться с повторением ситуации, когда
прогрессивное по духу законодательство на практике реализуется способом,
далеким от достижения поставленных целей.

Орхусская конвенция, подписанная Республикой Беларусь, рассматривает любых интересующихся строительством опасного объекта граждан или общественные организации как полноправного участника процесса принятия экологических решений. И государство обязано обеспечить участие общественности в процессе принятия экологических решений, если планируется строительство объектов определенного перечня.
С другой стороны, национальное законодательство предусматривает лишь общественные обсуждения отчета о проведении оценки воздействия на окружающую среду (отчета об ОВОС), то есть общественные обсуждения являются частью процедуры ОВОС. Проведение ОВОС обязательно лишь в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона «О государственной экологической экспертизе».
Но перечень таких случаев не идентичен «орхусскому».
В некоторых случаях национальный перечень шире перечня Конвенции. Такая ситуация не является опасной с точки зрения соблюдения прав общественности. Однако в других случаях перечень из национального Закона существенно ýже перечня Конвенции - и такие ситуации приводят к ограничению права общественности на участие, к невыполнению Беларусью своих международных обязательств и к конфликтным ситуациям на практике.
Типичным примером несовпадения
перечней являются проекты по добыче торфа. Согласно национальному
законодательству ОВОС по таким объектам обязателен, если площадь
торфоразработки составит как минимум 250 гектаров. Однако Орхусская конвенция
требует обеспечить участие общественности, если площадь торфоразработки превысит
150 гектаров.
В подобных ситуациях
общественность может обратиться в местные органы исполнительной власти
(исполкомы) с просьбой провести общественные обсуждения планируемого проекта,
как того требует Орхусская конвенция. Разумеется, когда выполнение страной
требований конвенции зависит от инициативы общественности, это не может быть
признано удовлетворительной ситуацией.
Необходимо отметить, что
в настоящее время планируется внесение изменений в статью 13 Закона «О
государственной экологической экспертизе». Проект пока не представлен. Однако
продекларированная цель изменений - «упрощение административных процедур» - позволяет
предположить, что изменения окажутся в пользу экономических интересов в ущерб
интересам экологическим.
Другие проблемы и
потенциальные конфликты связаны с моментом и порядком проведения общественных
обсуждений.
К сожалению, в Беларуси отсутствует скрининговое
(предварительное) общественное обсуждение опасных проектов. Обсуждение отчёта об ОВОС проводится на стадии, когда
инициатором проекта уже затрачены значительные средства, а иногда также
подписаны инвестиционные договоры. Поэтому в отчёте об ОВОС обычно не
рассматривается «нулевой вариант» (отказ от возведения объекта), а предложения
общественности по изменению существенных параметров проекта воспринимаются
инициатором враждебно. В итоге общественные обсуждения вместо обеспечения
участия общественности в процессе принятия решения сводятся лишь к простому
информированию общественности.
Информирование
общественности о проекте организовано также не идеально. Отчёт об ОВОС должен
быть помещён в Интернете, только если у заказчика ОВОС имеется свой сайт. Ни
исполнитель ОВОС, ни местный исполком (у которого всегда есть сайт) размещать
отчет на своем сайте не обязаны.
Собрание для обсуждения
отчета об ОВОС проводится только в том случае, если в течении 10 рабочих дней
после опубликования уведомления в СМИ о начале процедуры общественных
обсуждений общественность успеет подать заявление о необходимости проведения собрания.
На наш взгляд, необходимо
усовершенствовать порядок проведения общественных обсуждений отчёта об ОВОС,
включив в него предварительное обсуждение на ранней стадии, приведя в
соответствие списки видов деятельности из Конвенции и национального
законодательства, улучшив способы распространения уведомления о начале
процедуры общественных обсуждений и сделав проведение собрания обязательным.
Мнения пользователей
Если не смогли стройку АЭС около Островца предотвратить, то что уже говорить о вредных производствах в регионах, против которых будет ворчать лишь местное население. Да и то – только часть его, которая узнает о планах стройки и которую это озаботит. Эх…
Обсуждение в социальных сетях
Похожие обсуждения
![]() Ирина Крылович: 5
![]() Сергей Чалый: 5
|