Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Политика
Тема:

Роль парламента в Беларуси

Профессионально ли и полноценно работает Национальное собрание как представительный и законодательный орган власти в нашей стране?

Материалы: Видеоопрос «Неизвестный кандидат»
Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 11 августа 2012
Владимир Андрейченко

Политический и государственный деятель

Законодательное дело как дело государственное категорически нельзя превращать в заложника раскаленных эмоций. Для нас главное - не споры ради споров, людям на потеху, а консолидированная работа, которая приносила бы ощутимый результат.

Дискуссии в законодательном органе власти - дело нормальное и необходимое. В Палате представителей это неотъемлемая часть законотворческого процесса.

Каждый законопроект, особенно имеющий широкое общественное значение, до внесения его на рассмотрение депутатов проходит несколько этапов обсуждений, начиная с так называемого нулевого чтения с разработчиками. Затем проект законодательного акта прорабатывается на уровне рабочих групп, специалистов нашего Секретариата, профильных комиссий, совместных заседаний нескольких комиссий, причем с участием ответственных лиц министерств, ведомств, Совета Министров, Администрации Президента, а также общественных организаций и объединений.


Представляете, какая это кропотливая, длительная и, я бы сказал, многослойная экспертиза, причем как в период к первому чтению законопроекта, так и ко второму? Здесь и столкновения различных мнений, и консультации, и согласования, и, бывает, работа над документом, как говорится, идет по новому кругу. Это основная часть законотворческого процесса, хотя и невидимая со стороны. А рассмотрение законопроектов в Овальном зале завершает и подытоживает их проработку, когда все принципиальные вопросы уже согласованы, поэтому проходит в деловом тонусе...

Законотворческая работа соответствует задачам, поставленным Президентом, и приоритетам социально-экономического развития страны, определенным на четвертом Всебелорусском народном собрании.

Нововведения, которые предлагаются в законодательство, мы рассматриваем прежде всего через призму их пользы для реального сектора экономики и социальной политики, для субъектов хозяйствования и с учетом комплекса иных факторов, от которых зависит эффективность нормативно-правового регулирования. На первом плане своевременность и востребованность правовых новаций, их обоснованность и ясность...


На пустой риторике далеко не заедешь. Если нет широкого доверия людей, то никакие политтехнологии не помогут.

Я уверен, что избиратели отдадут предпочтение тем кандидатам в депутаты, которые в районах и городах имеют заслуженный авторитет, постоянную деловую репутацию, могут решать конкретные вопросы и по своему потенциалу достойны представлять интересы людей в парламенте ...


Для абсолютного большинства людей, как я убедился, главным является то, чтобы курс, который осуществляется государством на сохранение политической и общественной стабильности, на улучшение качества жизни в стране, продолжался.

интервью газете “Звязда”

Андрэй Ягораў

Дырэктар Цэнтра еўрапейскай трансфармацыі

Парламент выполняет функцию предпенсионного санатория для чиновников исполнительной вертикали, руководства бюджетных учреждений и государственных предприятий. 

Согласно Конституции, парламент является представительным и законодательным органом власти в Беларуси. Как осуществляются эти две функции на практике?


Половина населения Беларуси полагает, что защита интересов своих избирателей является самой главной задачей депутатов. Однако с 1996 года (за исключением второго созыва) в парламент не проходят представители оппозиции, надежда на честные и справедливые выборы не достигает 50% (данные НИСЭПИ), так же как и ожидание реальной политической борьбы.

Меньше половины избирателей ожидают, что их голос повлияет на результат выборов.

Чьи же интересы защищают не избираемые народом депутаты?


Парламент созыва 2008 года рассмотрел более 650 законопроектов, из которых лишь 3 (!) были инициированы депутатами, а остальные - Советом министров или президентом. 

Национальное собрание, по большому счету, является не более чем передаточным звеном в законотворческом процессе.



68,2% депутатского корпуса Палаты представителей - это люди старше 51 года, и в каком-то смысле парламент выполняет функцию предпенсионного санатория для чиновников исполнительной вертикали, руководства бюджетных учреждений и государственных предприятий.

Количество фактов карьерного роста (перехода на более высокие государственные посты) депутатов белорусского парламента постоянно сокращается:

из Палаты представителей третьего созыва вырос лишь один заместитель министра.



Решение вопросов легитимности и дееспособности парламента (через применение свободных и демократических процедур) является ключом к урегулированию внутренней политики и налаживанию внешнеполитических отношений. 

На национальном уровне парламент должен стать местом, в котором представлены различные интересы, позиции и где происходит их согласование.

Для ЕС легитимация белорусского парламента позволит разморозить ситуацию 1997 года и начать развивать двусторонние отношения.


Введение демократических процедур синонимично глубокой трансформации политической системы, и нет никаких оснований ожидать этого от действующих властей. Демократические силы - оппозиция и гражданское общество - должны консолидироваться и вынудить режим к диалогу. Некоторые шаги в этом направлении совершаются, однако эти процессы идут слишком медленно. Парламентские выборы-2012 могли стать местом действий, однако эта ситуация уже проиграна и необходимо готовиться к следующим тактам.

Мнения пользователей

Николай Ефремчик технолог

Парламент распустить нужно и создать, например, аппарат советников президента. Туда должны войти видные отечественные ученые из различных областей науки. Численно орган должен быть меньше теперешнего "парламента".

Нечего кормить дармоедов-депутатов! У нас по факту монархия ("сильная централизованная власть"), народ это устраивает.

Оксана Мотылек

К сожалению, пока это так. Но это в т.ч. и результат недостаточного информирований. Например, почему не публикуются ИНТЕРЕСНЫЕ материалы с заседаний Палаты представителей?

Шерко Дмитрий

Был один раз на заседании местного совета депутатов. При Советском Союзе было больше плюрализма и демократии. Все сидят и молча одобряют все подряд по списку. Балагана и шума не будет. О чем спорить если сверху спустили? Разогнать всех их нужно, пусть уже объявят Белорусское королевство и не тратят народные деньги.

Николай С.

Ребята-комментаторы, если вы не интересуетесь деятельностью депутатов Палаты представителей - это не означает, что парламент не работает! Проходят обсуждения законопроектов в комиссиях, принимаются законы. Разве плохо, что у нас нет такого балагана и шума, как в Раде Украины? Разве спокойная созидательная работа - это плохо?

Наверное, стоит лучше освещать в СМИ ту работу, которая ведется. Но это уже вопрос к товарищам журналистам.

Анна Чижова

Карманный парламент, который уже давно никого из живущих здесь не представляет. Согласна с Андреем полностью.

Svetlana Genkina

Слушайте! Если бы это был такой уж бессмсыленный орган - его бы просто не было. Перед кем нашему государству хвалиться Палатой представителей? Внутри Беларуси Палату никто особо не рекламирует. Для запада - по-моему , они его всё равно не признают.

Да, полномочий, говорят, не много. Но нас туда водили на практике и, знаете, они реально некоторые законы там разрабатывают (или помогают разрабатывать).

Александр Пенько

Какой бы он ни был - но хоть какие-то мелкие вопросы они там обсуждают же!

Дмитрий Листин

Оба эксперта что-то совсем ни о чем. Беларусы не готовы к тому, чтобы думать о государственных делах - им нужен сильный авторитарный правитель.

Кастусь Лукашоў ЭКСПЕРТ Сябра савета Саюза "За мадэрнізацыю"

Странно от господина Андрейченко читать именно пустую риторику. Неужели он не знает, сколько избирателей из его округа может назвать его фамилию? :) Или согласен с ролью депутата ПП НС, как послушного исполнителя воли администрации президента во время сессий и как кого-то сродни руководителя ЖЭУ, во время приёма граждан по личным вопросам?
А заявления про главное для абсолютного большинства людей как-то диссонируют с определением государственного деятеля. Какая стабильность? В росте цен? В увеличении внешнего долга? В однобокой приватизации госсобственности, как средство утоления аппетита России? В стремительном оттоке квалифицированных кадров куда угодно? В конфронтации со всеми соседями? В усилении репрессий в адрес своих же граждан? В неумении построить диалог с дипломатами и инвесторами? Таких вопросов множество.
Познакомьте меня с этими людьми, пожалуйста, господин Андрейченко!

Обсуждение в социальных сетях


Похожие обсуждения


Пётр Миклашевич:
Демократия в Беларуси осуществляется на многообразии политических институтов, идеологий и мнений.

0

Кастусь Лукашоў:
Государственные институты не выполняют основополагающих статей в части прав и свобод граждан, допускаются нарушения политических и экономических основ конституционного строя.

2

Владимир Лабкович:
Галоўным плюсам прапарцыйнай сістэмы ёсць тое, што парламент, прадстаўлены палітычнымі суб’ектамі, будзе прафесійным.

3

Юрий Чаусов:
Актуальность перехода Беларуси к пропорциональной избирательной системе является надуманной.

1

Уладзімір Навасяд:
Законодательство Беларуси определяет статус местного самоуправления (Совета) как «представительный государственный орган».

2

Міраслаў Кобаса:
Свободные и демократические выборы председателей исполкомов могли бы в какой-то степени поменять существующий порядок и, возможно, заставили бы власти прислушаться к мнению граждан и учитывать его при принятии решений.

2
Тема:

Роль парламента в Беларуси

go home
Обсудите с друзьями: