Идёт обработка...

Общественное обсуждение программы реформ для Беларуси. Прочитать подробнее о проекте «Народная Программа»

Категория:Политика
Тема:

Как сделать выборы справедливыми?

Что может поспособствовать этому - изменения в Избирательном кодексе или в практике правоприменения действующего законодательства?

Материалы: Видеоопрос «Как сделать выборы справедливыми?»
Обсудите с друзьями:

Мнения экспертов


Опубликовано 28 августа 2012
Виктор Корнеенко

Кампания "За справедливые выборы"

Надо законодательно закрепить гарантированное право оппозиции на представительство в избирательных комиссиях.

С нашим избирательным законодательством где-то в Швеции можно провести нормальные выборы. Но не в Беларуси.

Поэтому, когда мы говорим об изменениях, то ведем речь о том, что закон должен гарантировать выполнение определенных норм. Речь идет о пяти позициях, причем, трем из них существующее законодательство не препятствует.

Первое и самое главное, чего надо добиться на законодательном уровне, – это прописать процедуру подсчета голосов. Она простая: член комиссии должен продемонстрировать коллегам каждый бюллетень, раскладывая их по стопкам.

Сегодня идеологи продумали лазейку, когда каждый член комиссии может сказать: мол, братцы, ничего я не фальсифицировал, честно посчитал (в душе, прекрасно понимая, что происходит дальше), отдал председателю, а что потом случается – не знаю. Надо сделать так, чтобы вся комиссия отвечала за то, как подсчитываются голоса.

Вторая позиция – по наблюдателям. Из исследований независимых социологов следует, что около 50 процентов белорусов не доверяют выборам. Коль это так, надо дать возможность наблюдателям 
убедиться, что за того или иного кандидата либо в ходе референдума избиратель проголосовал именно так.

Наблюдатель не должен быть декорацией и сидеть в углу рядом с дубинкой милиционера.

Он должен находиться за столом вместе с комиссией: не вмешиваться в процесс, но следить за происходящим на близком расстоянии.

Третья позиция, которая опять же законом предусматривается, но не реализуется, – это присутствие представителей политических партий, в том числе и оппозиционных, в комиссиях. Наши партии, как умеют, пользуются этим. Но власть их упорно в комиссии не включает.

Поэтому надо законодательно закрепить гарантированное право оппозиции на представительство в избирательных комиссиях.

Четвертое - нужно существенно ограничить возможность для досрочного голосования. Не жестко. Просто человек должен сделать заявление, пояснив, почему он не может голосовать в день выборов и хочет сделать это досрочно.

Такая простая норма станет препятствием для манипуляций с досрочным голосованием. Но она, конечно, уже требует изменений в законодательстве.

Пятая позиция – не мешало бы в законодательном порядке расширить возможности для ведения агитационной кампании. Причем, сегодня это можно организовать просто решением Центризбиркома.

Упорный отказ от внедрения всего этого говорит лишь об одном – власти есть что скрывать, есть что фальсифицировать.

(Из интервью «Салiдарнасцi»)

Аляксандр Класкоўскі

Журналіст, палітычны аглядальнік

Правовой фетишизм может привести к тому, что бороться по идеальным правилам уже будет некому.

Кто спорит: лучше быть здоровым и богатым... Белорусское избирательное законодательство не грех было бы и проапгрейдить.

Но сегодня мантры об изменениях в законодательстве часто служат способом уклониться от борьбы

, вместо этого - загибания пальцев: а пусть нам власть сначала
пропишет в законе вот это, это и это. Ага, так она и разогналась!

Между тем ее оппоненты в грезах об образцовых нормативных рамках - деградируют.

Мы получаем заколдованный круг.

Власть никогда не пойдет на принципиальные изменения в избирательном законодательстве, пока оппозиция слабая.

Напрасные попытки уважаемого Дмитрия Усса (и не он первый) пробить изменения в Избирательный кодекс чисто процедурным путем наглядно это иллюстрируют. У сильной же оппозиции и в условиях авторитаризма появляются шансы добиться как законодательных новелл, так и успеха на выборах по действующим правилам. Новейшая история дает такие примеры.

В принципе белорусский Избирательный кодекс не такой уж одиозный

, речь о том, чтобы создать атмосферу, когда превращать закон в издевательство (вроде заполнения партийно-общественной квоты в избиркомах "Белой Русью" etc.) и тем более мошенничать было бы страшновато, потому что исторические весы колеблются.

Иначе говоря,

в ситуации фактической силы оппонентов власти достаточно добиться адекватного правоприменения.

Оно, кстати, может оперативно дирижироваться различными постановлениями Центризбиркома. Для этого следует иметь заготовки-шпаргалки, которые могут быть предложены ЦИК, когда наступит час "Ч".

Определяющаяй же причина - реальный вес, популярность оппонентов режима. Поэтому, не выбрасывая в мусорку проекты законодательного апгрейда (тут несколько общеизвестных пунктов, и нечего изобретать велосипед),

акцент следует перенести на реальное единение и выработку уже сейчас сильной единой "Стратегии-2015".


Ее ядро ​- объединение сил, и только одно из направлений - борьба за то, чтобы Избирательный кодекс был чистым инструментом, работал на 100%. И никак не наоборот. Поставьте наконец лошадь впереди телеги!

Мнения пользователей

Миха Субоч

Мне кажется, цель "победа на выборах-2015" является менее достижимой, чем цель "изменение избирательного законодательства". И то, и другое сделать сложно, но на последнее власти пойдут намного легче. Как для цветной революции, так и для изменений в ИК требуется сила, которая сможет "нажать". Так как просто скинуть не получается, нужно пробовать что-то более мелкое. Параллельно нужно реализовывать что-то типа Гражданского Договора, чтобы привлекать на свою сторону людей, которых политические вопросы не особо волнуют.

Uladzimir Viazevich

Каб пазьбегнуць зману ў падліку галасоў выбаршчыкаў неабходна ўсталяваць галасаваньне адкрытым - пашпартныя дадзеныя выбаршчыка, асабісты подпіс выбаршчыка, копія пратаколу падліку галасоў кажнаму кандыдату (альбо яго прадстаўніку- назіральніку).

Цывільным кодэксам павінна быць прадугледжана магчымасьць аспрэчваньня, кажнаму выбаршчыку, правільнасьць заліку яго голасу на карысьць таго, альбо іншага кандыдата.

У той жа час, неабходна ўлічыць, што ўлада - гэта жывыя людзі, што сістэма -таксама людзі, што ўлада і ўласнасьць -аднаго кораню словы, што сістэма , як людзі,імкнецца да самазахаваньня. што чалавек,як і кажная жывая істота, імкнецца спажываць (у шырокім сэнсе) болей, чым траціць. Чалавек тут, як бы й невінаваты - такая яго натура.

Василий Парфёнов

Народу всегда был нужен властный хозяин, что бы не было хаоса и молите бога что бы Лукашенко остался у власти. В Беларуси нет ни каких полезных ископаемых ( разве что соль ) и сельхозпродукты ( благодаря опять же Лукашенко ) который не позволил придти в упадок сельскому хозяйству, ( взять хотя бы туже Россию ) а топливо дешевле чем в Европе и даже некоторых регионов России. А оппозицию вообще упрятать подальше, что бы не лезли ( они просто хотят власти и не более того ) а за Народ как таковой ни кто не думает, только высокопарные слова, что бы замутить разум людей ( читайте внимательнее историю разных переворотов, разных стран ) и поймёте что становится всегда хуже чем было при других режимах. А Лукашенко всё правильно делает ( может где то и ошибается, но не ошибается только тот кто ни чего не делает, а только много говорит ) Нужно помогать правительству, а не ставить палки в колёса. Есть простая истина : ,, На переправе коней не меняют ,, И воровства в Беларуси не так много, а это не плохо для экономики ( если бы ещё чиновники разных ведомств это понимали)

Аляксандр Класкоўскі

А оппозицию вообще упрятать подальше, что бы не лезли ( они просто хотят власти и не более того )
======
Уявіце сабе, ва ўсім свеце апазіцыя хоча таго ж самага :)
А чаму адным можна кіраваць, а іншым нельга?

Андрей Алексеев

Я люблю Беларусь какая она есть. Я четко помню жизнь в СССР и после его распада. Лукашенко сделал невозможное и даже больше, чем заслужил пьющий и ленивый белорусский народ. Но еще раз повторю - лучше страны мне не надо. Я был на Западе и знаю о чем говорю.

Андрей Алексеев

Аляксандр Класкоўскі

"Я был на Западе и знаю о чем говорю".
======================
Захад вялікі.
Дзе былі, калі не сакрэт? У якім амплуа?
На чым грунтуюцца вашы высновы?
Канкрэтыку ў студыю!

Игорь Шидловский

Согласен с Александром, потому что считаю. что оппозиция должна не призывать к Плошчам и так далее, а всеми силами стремиться к тому, чтобы показать себя в глазах беларусов реальной силой, которая действительно способна к тому, что поведёт страну в нормальное будущее потом. Ибо все эти призывы ноль без обеспечения их реальными делами и без появления единства в оппозиционных силах и реальных сильных лидеров, которым бы поверил народ и пошёл за ними.

Максим Кошелевич

нармальные выборы по отношению к кому ???? к избиратилям или к этим ослам которые болатируються. как то на днях сматрел реч одного из будущих депутатов так он ни бе ни ме нармально доже сваю позицию сказать не может. так за кого голосавать???? тоже самое и с призиденскими выборами нет за кого голосавать. проголасуеш за какова никляева так он страну прасрет и будем жить в Ж...... сам голосавал за батьку пусть лучше так чем никак .

Евгений Сакович

"Поставьте наконец лошадь впереди телеги!"
Отличное заявление. Взглянем правде в глаза: оппозиция поддержкой населения не пользуется, так с чего власти слушать её тоненький голосок? Когда в оппозиционных партиях будет 10-15% населения, их уже трудно будет не слушать, а сейчас -- можно и наплевать.

Анна Чижова

Не согласна ни с кем. В стране, где власть не знает, что такое соблюдение закона, уповать на то, что все поменяется от того, что законодательство в очередной раз поменяется - смешно (я вам по секрету скажу, Виктор Корнеенко может быть еще не в курсе, - у нас феодальное государство, т.е. мы имеем приоритет права СЛОВА над правом закона). Александр Класковский - ??? Что такое сильная оппозиция? Это ребята, которые не могут собраться воедино уже более 15 лет? Или, может быть, это ребята, которые могут собрать толпу людей на улице с целью ... устроить овации??? Конечно, вся прошлогодняя ситуация очень благотворно сказалась на имидже наших оппозиционеров перед глазами запада, а если посмотреть реально - она принесла какой-нибудь реальный полезный с точки зрения правового положения народа результат? (!) Кроме того, что власть осознала, что может арестовывать людей толпами и ей за это ничего не будет, - других результатов нет. Ситуация в нашей стране безвыходная, причем - много лет. Но мы как-то этого замечать не хотим, потому что что бы это все исправить нужно вести очень неприятную и опасную для себя любимого работу. Можно конечно и дальше сотрясать воздух аплодисментами, но это больше похоже на онанизм (собственно, это он и есть,). Надеюсь, я достаточно тактична и вежлива.

Александр Абрамович

этого не произойдет. лукаш все уже купил

Mari Vaser

Объединение нашей оппозиции, как и в любой другой стране СНГ, неосуществимая мечта. Какая общая стратегия? Опять ни о чем? Или опять из одних слоганов?

Аляксандр Класкоўскі

А вы мяркуеце, што расцярушаная апазіцыя на нешта здольная?

Дмитрий Кадол

Как можно участвовать в игре, не имея возможности даже следить за исполнением правил?! Нужно изменить закон!

Второй оратор предлагает биться лбом в стенку, но с другой стороны?

Аляксандр Класкоўскі

Нужно изменить закон!
=======
Як прымусіць уладу гэта зрабіць — вось у чым пытанне.
Ведаеце анекдот: "Сонечка согласна, осталось уговорить Рокфеллера"? :)

Виктор Хороший

нужна революция, власть окостенела

Аляксандр Класкоўскі

Пачытайце Леніна :)
Аб прыкметах рэвалюцыйнай сітуацыі.
А потым знайдзіце дзесяць адрозненняў :)

Обсуждение в социальных сетях


Похожие обсуждения


Владимир Лабкович:
Галоўным плюсам прапарцыйнай сістэмы ёсць тое, што парламент, прадстаўлены палітычнымі суб’ектамі, будзе прафесійным.

3

Юрий Чаусов:
Актуальность перехода Беларуси к пропорциональной избирательной системе является надуманной.

1

Владимир Андрейченко:
Законодательное дело как дело государственное категорически нельзя превращать в заложника раскаленных эмоций.

3

Андрэй Ягораў:
Парламент выполняет функцию предпенсионного санатория для чиновников исполнительной вертикали, руководства бюджетных учреждений и государственных предприятий.

4

Уладзімір Навасяд:
Законодательство Беларуси определяет статус местного самоуправления (Совета) как «представительный государственный орган».

2

Міраслаў Кобаса:
Свободные и демократические выборы председателей исполкомов могли бы в какой-то степени поменять существующий порядок и, возможно, заставили бы власти прислушаться к мнению граждан и учитывать его при принятии решений.

2
Тема:

Как сделать выборы справедливыми?

go home
Обсудите с друзьями: